Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 6 ноября 2013 г.

Лекция 6. Международные финансово-банковские корпорации.


6.1 Международный валютный фонд
6.2 Европейский банк реконструкции и развития

6.1Международный валютный фонд

МВФ – международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между странами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов.
Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютной конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в июле 1944 г. Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу в декабре 1945 года. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 года имея в своем составе 39 государств. К валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 года.
СССР принял участие в Бреттонвудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Западом и Востоком он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине в 50-60 годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия, Куба. В начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а так же государства, ранее входившие в состав СССР, вступили в МВФ. По состоянию на 1 января 2007 года число стран- членов Фонда составляют 186 государств. Местопребывание руководящих органов Вашингтон. Имеются офисы в Брюсселе, Париже, Токио, Женеве и представительство при ООН в Нью-Йорке.
По мере эволюции мировой валютной системы Устав МВФ пересматривался трижды:
1)                в 1968-69 гг. в связи с введением СДР;
2)                в1976-78 гг. в связи с созданием ямайской валютной конференции;
3)                в 1991-92 гг. в связи с введением санкции – приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.
Основными целями МВФ являются:
1)    способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;
2)    содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли;
3)    оказывать помощь в организации многосторонней системы расчетов по текущим операциям между странами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
4)    предоставлять на временной основе государствам – членам средств в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах;
5)    проведение консультаций по валютным вопросам;
6)    разрабатывать стратегию и тактику мировой валютной и финансово-кредитной политики.
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим и его заместителем. Обычно это Министры финансов или руководители ЦБ (центральных банков). В ведение Совета управляющих входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких как: внесение изменений в устав Фонда; прием и исключение стран-членов; определение и пересмотр их долей в капитале Фонда; выборы исполнительных директоров. Управляющие обычно собираются на сессии один раз в год, но могут проголосовать по почте в любое время. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому воздействие каждой страны на деятельность Фонда голосованием определяется её долей в капитале. Каждая страна имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса, и дополнительно по одному голосу за 100 тысяч СДР. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - «специальным большинством»(85%).
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, который несет ответственность за ведение дел, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. Он должен быть представителем одной из европейских стран. В настоящее время директором – распорядителем МВФ является Кристи́н Мадле́н Оде́тт Лага́рд (француженка). Директор-распорядитель является главой оперативного персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета. Он ведет, под руководством Исполнительного совета, повседневную деятельность МВФ при поддержке трех заместителей Директора-распорядителя.
В.3. Капитал и заемные ресурсы. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле.
Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947 по1998 годы квоты пересматривались одиннадцать раз. В результате увеличения квот и числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. в 1947 г. до 212 млрд. СДР (около 297 млрд. долл.).
В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» или их центральные банки заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ, вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964 г. К ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк. ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их Центральными банками кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, платит по этим кредитам проценты по рыночным ставкам и обязуется погасить их в течение 5 лет. Фонд может предоставлять займы на 3—5 лет любым странам — участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся частниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев.
ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, затем продлевались каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР.
В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ, участниками которых стали 25 государств или центральных банков. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств, при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. долл.). Помимо этого Фонд получал займы у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран, а также у БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет такую возможность.

В.4. Кредитная деятельность. МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (счет общих ресурсов).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. — «резервной долей». Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию получения иностранной валюты в обмен на национальную при соблюдении оговоренных условий. Сроки кредитов «стенд-бай» от 18 месяцев до 3-х лет. Введенный с 1974 года механизм расширенного кредитования дополнил резервную и кредитную доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам – членам на более длительные сроки и в больших размерах. Главным назначением кредитов «стенд-бай» и расширенных кредитов является содействие странам в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ.
После распада СССР Россия 7 января 1992 года подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации» утвержденный правительством 27 февраля 1992 года. И так 27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и 14 бывших советских республик. В соответствии с Уставом МВФ Россия оплатила 25% в конвертируемой валюте. С учетом девятого увеличения это составило 1 млрд. СДР или 1,4 млрд. долл. (по курсу 1992г.) Общая квота России, как мы уже говорили, составляет 5,9 млрд. СДР или 8,3 млрд. долл. на начало 2000 г.
Членство в МВФ дает возможность России и странам СНГ пользоваться значительными кредитами в СКВ. Но при выдаче кредитов России и странам СНГ руководители МВФ акцентировали внимание на том, насколько они последовательно будут соблюдать согласованных реформистских программ. М. Камдессю в своем выступлении на пресс-конференции 1992 г. подчеркивал, что размеры кредитов будут зависеть от «качества реформ и степени подверженности реформам».
Кредиты МВФ обусловлены выполнением ряда условий, которые содержатся разрабатываемых совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.
Требования, связанные с предоставлением кредитов подразделяются на три группы:
1)                     осуществление мер с целью макроэкономической и финансовой стабилизации;
2)                     приватизация и другие структурные преобразования;
3)                     либерализация внешнеэкономической деятельности.
Источник нарушения равновесия национальной экономики МВФ видит в дефиците государственного бюджета. Поэтому при предоставлении первого кредита Фонд настоял на включении в условия кредита жесткого задания по госбюджету - удержания дефицита на уровне 5% ВВП. Условие это не было выполнено, дефицит составил 22,4% ВВП.
Другая категория требований МВФ к России - ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничения кредитовании я государства. В расширении кредитов ЦБ МВФ предусматривал основную причину инфляции в стране.
Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.
Во-первых, обязанностью являются устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако Устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным и поэтапным процессом.
В 1992 г. Россия ввела внутреннюю, т. е. для резидентов, конвертируемость рубля, а с июня 1996 г. официально приняла обязательства, налагаемые Статьей VIII Устава, постепенно распространив конвертируемость рубля по текущим операциям и на нерезидентов.
Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля. Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. В России используется регулируемое плавание курса рубля. Вместе с тем согласно Статье IV она обязана при проведении текущей валютной политики тесно сотрудничать с Фондом.
В-третьих, предпосылкой взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, предоставление Фонду статистических данных о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и макроэкономической политики, Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам квалифицированных экспертов Фонда, использовать их опыт.
На темпы и направления экономического развития стран заметное влияние оказывает группа МБРР. МБРР – межгосударственный инвестиционный институт, специализированное учреждение ООН. Был учрежден одновременно с МВФ в 1944 г. на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе. Местонахождение Вашингтон.
 Основными целями являются:
- содействие реконструкции и развитию территорий стран путем поощрения капиталовложений на производственные цели;
- посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами;
- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий;
- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а так же поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства;
- аналитическая и консультативная помощь по экономическим вопросам.
В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно:
- выделение ресурсов только для эффективных капиталовложений, безусловно, содействующих экономическому росту развивающихся стран;
- предоставление кредитов только под гарантии правительств стран - заёмщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
- инвестиционные решения принимаются исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятного риска.
Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долларов в год), хотя её максимализация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, дивиденды акционерам не выплачиваются.
 По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: МФК, МАР, МАГИ, МЦУИС. Деятельность этих структур подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.
Таким образом, группа ВБ является ведущим международным инвестиционным банком, призванным кредитовать отрасли реальной экономики. Выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших развивающихся странах. В настоящее время функции банка значительно расширились, он не только предоставляет разнообразные виды кредитов, но и участвует в акционерном капитале предприятий, страхует инвестиции и оказывает консультативные услуги.
Действия МБРР не свободны от политических пристрастий стран, которым принадлежит ведущая роль в его органах. Но вместе с тем основные декларируемые цели Банка — борьба с бедностью, стимулирование экономического роста, рыночных отношений. Другое дело, методы достижения их далеко не всегда и не всеми одобряются. Несмотря на высокопрофессиональную экспертизу проектов банком, они бывают неэффективны, что также вызывает критику в его адрес.
БМР - старейший мировой финансовый институт, занимает особое место среди международных валютно-кредитных организаций. Создан банк в 1930 году на основе межправительственного Гаагского соглашения 6 государств: Германии, Японии, Великобритании, Франции, Бельгии и Италии. Функционирует в Швейцарии в городе Базель, но не является субъектом ни швейцарского законодательства, ни положений швейцарского законодательства о компаниях.
В резолюции Бреттон-вудской конференции 1944 г. содержалась рекомендация ликвидировать БМР, поскольку были созданы МВФ и МБРР. Однако ликвидации удалось избежать, и впоследствии БМР стал выполнять роль технического агента в рамках Соглашения о многосторонних взаимных расчетах в соответствии с послевоенным внутриевропейским соглашением заключенным, 18 ноября 1947 года.
В настоящее время в числе 34 членов БМР все страны западной Европы, 6 государств Восточной Европы, а также Австралия, США, ЮАР и другие.
США официально не участвовал в создании БМР, однако, Федеральные резервные банки (ФРБ) поддерживали с ним корреспондентские отношения.
Деятельность БМР регулируется международным правом, и он пользуется привилегиями, необходимыми для выполнения своих функций. В своей деятельности банк руководствуется следующими принципами:
 операции банка осуществляются в соответствии с валютной политикой участвующих в нем стран;
 операции банка за собственный счет осуществляются только в валютах, которые, по мнению Совета директоров, отвечает требованиям золотого и золотообменного стандарта;
операции Банка с центральными банками, коммерческими банками, банкирами, кооперативными объединениями и отдельными лицами любой страны могут осуществляться, если у центрального банка страны нет против этого возражений;
 банк может вступать в специальные соглашения с ЦБ для обеспечения расчетов по нему.
 характер операций определяет Совет директоров;
Банк не может выпускать банкноты с оплатой по предъявлению, акцептовать переводные векселя, предоставлять ссуды правительствам, открывать текущие счета от имени правительств, приобретать контроль над каким-либо предприятием, владеть недвижимостью в течение более длительного периода, чем это требуется;
руководство деятельностью Банка должно осуществляться с учетом
необходимости сохранения ликвидности.
БМР, хотя и является межгосударственным институтом, функционирует на чисто коммерческой основе как акционерное общество, выплачивает дивиденды на акции. Хотя все акции имеют равные права в отношении выплаты по ним ежегодных дивидендов, частные держатели акций, на долю которых приходилось 16% капитала, не могут осуществлять трансферт акций без согласия ЦБ и самого БМР и не имеют права голоса или представительства на общих собраниях. С 2002 года только центральные банки имеют право владеть его акциями. В этой связи были выкуплены акции частных акционеров (72,6 тыс.).
Управление банком осуществляет общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 ЦБ, в т.ч. пяти центральных банков стран- учредителей, каждый из которых вводит в Совет одного представителя и правление. Высшим органом БМР является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно. Участие в голосовании принимают только представители центральных банков. Голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены соответствующему банку при подписке, независимо от того, сколько акций находится в его владении в момент голосования. Ежегодные общие собрания утверждают годовой финансовый отчет.
Должности членов Совета директоров не могут быть заняты членами правительства, законодательных органов или государственными служащими за исключением управляющих ЦБ. Представитель Совета его заместитель и Президент БМР избираются их числа членов Совета на срок не более трех лет.
Аппарат БМР состоит также из Банковского управления, Валютно-экономического управления и Секретариата.
Капитал БМР принадлежит крупнейшим Ц/банкам, преимущественно европейских стран и составляет 1,5 млрд. золотых франков. Несмотря на межгосударственное соглашение о замене с 1978 г. этой счетной единицы, БМР продолжает использовать в этом качестве золотой франк с содержанием 0,290 г чистого золота. Введена была эта единица во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служила единой валютой Латинского монетного союза.
Основной источник ресурсов БМР - краткосрочные вклады центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним БМР размещает их в других ЦБ, международных организациях или в банках-корреспондентах.
Основной активной операцией банка является инвалютные кредиты центральным банкам.
 По уставу на БМР возложены две основные функции:
1)       содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых отношений;
2)       действовать в качестве доверенного лица по проведению международных расчетов своих членов.
БМР также осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений в целях их стабилизации. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики. БМР проводит заседания Базельского клуба ежемесячно, где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.
БМР ведущий информационный центр. Годовые отчеты банка - одно из авторитетнейших экономических изданий в мире. Иногда рекомендации, подготовленные БМР, имеют большее значение, чем межгосударственные и наднациональные решения.

6.2 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран. Главная задача ЕБРР- содействовать переходу европейских пост-социалистических стран к открытой рыночной экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В настоящее время ЕБРР осуществляет свои операции в 27 странах Европы и Азии.
ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий, и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставления государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
Банк принимает к рассмотрению любые проекты. Важнейшим условием при рассмотрении заявки, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, являются качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного фиксирования. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают анализ политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, и стратегия объединяет стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка.
Совет директоров - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих.
Квота Российской Федерации в уставном капитале ЕБРР составляет 4% (на долю СССР приходилось 6%). По договоренности с соответствующими странами Дирекция России в ЕБРР с октября 1992 г. представляет также интересы Белоруссии, а с апреля 1993 г. еще и Таджикистана.
Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров. Ресурсы банка составляют о 20 млрд. евро
 До августовского кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов из ЕБРР. За период с момента создания ЕБРР до второго полугодия 1998 г. Россия получила свыше 25% общей суммы кредитов ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась. В дальнейшем объемы финансовых поступлений по линии ЕБРР в экономику Российской Федерации начали неуклонно повышаться: в 2000 г. - 579 млн. евро, в 2001 г. - 822 млн. в 2002 г. - 1290 млн. евро (т.е. к началу 2003 г. Россия получала около 33% всех финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР). Таким образом, полностью восстановлены позиции России в части кредитно - инвестиционных ресурсов, предоставляемых Европейским банком.
Основными приоритетами стратегии операций ЕБРР в Российской Федерации в настоящее время являются: естественные монополии; развитие корпоративного сектора; поддержка малого и среднего бизнеса; финансово-банковский сектор.

В целом в 1992-2003 гг. из общей суммы кредитов ЕБРР России 28% было выделено на развитие финансового и банковского секторов, 10 % - агропромышленного комплекса, 15% - инфраструктуры, 21%- топливно-энергетического комплекса и 16% - других отраслей «промышленности. Деятельность ЕБРР в России оказывает положительное влияние на экономику. Ожидается, что роль ЕБРР в России в обозримый период будет увеличиваться, что приведет к дальнейшему росту доли российских проектов в кредитно-инвестиционном портфеле ЕБРР.

1 комментарий: