Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 6 ноября 2013 г.

Лекция 3. Банковская система Российской Федерации


1.  Реформы б/с России в процессе рыночных преобразований.
2.  Структура современной банковской системы.
3.  Организационно-правовые формы кредитных организаций

Современная банковская система РФ создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Государственная кредитная система включала в себя три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе централизованного планового управления экономикой.
Государственный банк СССР как государственное кредитное учреждение представлял собой единую централизованную систему, непосредственно подчиненную Совету Министров СССР. Он являлся единым эмиссионно-кассовым и расчетно-кредитным центром страны.
Стройбанк СССР (Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений) представлял собой многозвенное централизованное кредитное учреждение. Он осуществлял финансирование и кредитование капитальных вложений, кредитование строительно-монтажных организаций и проводил безналичные расчеты в капитальном строительстве.
Внешторгбанк СССР (банк для внешней торговли) был образован в октябре 1990 года в форме акционерного общества. Законодательно контрольный пакет акций ВТБ находится в федеральной собственности. Его главный учредитель ЦБ, которому принадлежит 96,8% акций. Главная цель ВТБ -развитие внешнеэкономических связей для достижения высоких результатов на длительную перспективу в условиях рыночной экономики.
В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы была разработана концепция реорганизации банковской системы, которая включала:
   создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как центральный банк страны, а нижний новь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР).
   перевод государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и самофинансирование, повышение заинтересованности низовых звеньев банков в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики;
-  внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями
В результате реорганизации системы банков повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной системе не произошло: сохранилось централизованное распределение ресурсов; монопольная структура банковской системы не была ликвидирована; условия для свободного перелива капитала и формирования финансового рынка не были созданы.
В 1988 г. на втором этапе реформирования кредитной системы были созданы коммерческие банки на паевой и акционерной основах.
На этом этапе необходимо было решить две основные задачи:
   создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы Правительству страны воздействовать на основные макроэкономические пропорции в условиях отказа от централизованного планирования;
   сформировать институциональную структуру финансового рынка и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными критериями.
Решающее значение для создания паевых и акционерных банков имели Законы СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI и «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. № 1529-1, которые открыли принципиально новые возможности для реализации экономической самостоятельности товаропроизводителей. Закон СССР «О кооперации» фактически отменил государственную монополию банковского дела.
Закон СССР «О предприятиях в СССР» предоставил предприятиям права самостоятельно распоряжаться своими свободными денежными ресурсами, реализуя которые они создавали банки на паевой и акционерной основах. Акционерные и паевые банки должны были регистрироваться в Госбанке СССР. В отличие от прежних государственных банковских структур, новые банки самостоятельно определяли направления кредитных вложений, формы и способы привлечения ресурсов, размеры процентных ставок и комиссионных вознаграждений по своим операциям.
Параллельно с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. Коммерческие банки, создаваемые путем акционирования, проводили независимую кредитную политику, были ориентированы на получение прибыли, несли всю полноту ответственности за принимаемые ими решения, чем в корне отличались от учреждений специализированных банков, которые выступали в качестве лишь распорядителей кредитных ресурсов и действовали по поручению вышестоящего органа.
К августу 1990 г. в стране было создано 202 коммерческих банка. Для этого этапа был характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990—1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования.
Радикальные изменения, произошедшие в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР 2 декабря 1990 г. Законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» № 394-1 и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 17-ФЗ стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах.
В настоящее время действуют новые редакции этих Законов: «О Центральном банке РФ (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Вступление в действие последних ознаменовало завершение реформирования банковской системы страны и начало развития экономической системы, основанной на рыночных принципах.
2.Структура современной банковской системы РФ.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
   принцип двухуровневой структуры банковской системы;
   принцип универсальности банков.
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране'.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. В процессе функционирования они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.
Принцип универсальности российских банков, закрепленный законодательством, означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют право осуществлять все краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные операции, предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями.
Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.
Банковское законодательство Российской Федерации выделяет два вида кредитных организаций:
-банки;
• небанковские кредитные организации.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
  привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три типа небанковских кредитных организаций:
  расчетные небанковские кредитные организации;
  небанковские кредитные организации инкассации;
  небанковские депозитно-кредитные организации.
Банк России установил перечень допустимых операций, которые каждый тип организаций может совершать.1
Расчетные небанковские кредитные организации могут осуществлять следующие банковские операции:
  открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  осуществление расчетов по поручению юридических лиц;
Расчетные небанковские кредитные организации представляют отчетность и регулируются Банком России как банки. Учет всех операций они также осуществляют как банковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. В настоящее время в Российской Федерации функционируют две небанковские кредитные организации инкассации.
Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе: выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др.
При любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено осуществлять следующие банковские операции:
   привлечение денежных средств физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок и юридических лиц во вклады до востребования;
   открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
   осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
   инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
   купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;
   привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
   осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Небанковским кредитно-депозитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Согласно действующему банковскому законодательству в состав банковской системы России также включаются филиалы и представительства иностранных банков.
По принадлежности капитала все банки, действующие в Российской Федерации, можно разделить на банки, основанные на частной собственности; банки с государственным участием и банки с участием иностранного капитала.
Банки с государственным участием — это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство.
В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием.
Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка России, Внешторгбанка и росзагранбанков.
В настоящее время Банк России контролирует 57% капитала Сбербанка России.
Сейчас Сберегательный банк России является универсальным как по кругу клиентуры, так и по характеру выполняемых операций.
Иностранные банки приносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. В ближайшее время банк России полагает разработать меры, содействующие расширению деятельности банков с участием иностранного капитала.
Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов.
Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная орг-ция банк-го холдинга) оказывает влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций

3. Организационно-правовые формы кредитных организаций. В Российской Федерации кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности. В соответствии со ст. 66 ч.1 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные общества, а, следовательно, и банки, могут создаваться в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью. Деятельность банков, созданных в форме акционерных обществ, регламентируется ГК РФ (ч. 1 ст. 96), а также Федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и «О банках и банковский деятельности от 3 февраля 1996 г. Кроме того, предусматривает возможность разработки и принятия специальных законов.
Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность акционерного банка вызвано действиями либо бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для банка указания либо иным образом определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. При этом ладо учитывать, что согласно законодательству
Акционеры банка открытого акционерного общества (ОАО) могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.
Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка закрытого акционерного общества не должна превышать 50 человек. Если же число участников становится больше50 акционеров, то банк в течение года должен преобразоваться в открытое акционерное общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.
Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, должны в своей деятельности руководствоваться не только ГК РФ (ч. 1 ст. 87) и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г., но также и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более 50 акционеров. Если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он, так же как и банк в форме закрытого акционерного общества, должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.
Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка в любое время вправе выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, за период которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен Уставом банка.
Действительная стоимость доли выбывающего участника определяется на основании данных бухгалтерской отчетности банка за этот год и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов банка и размером его уставного капитала. Если суммы разницы окажется недостаточно для выплаты этой доли, банк обязан уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Такое положение содержит в себе потенциальную угрозу финансовой устойчивости банка, поскольку выплата участнику действительной стоимости его доли приводит к уменьшению имеющегося у банка собственного капитала и как следствие — к нарастанию риска неплатежеспособности.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества).

2 комментария:

  1. Я так благодарен Elegantloanfirm за помощь в получении кредита в размере 600 000 долларов США, помогая кредитному менеджеру Рассу Гарри, и я всегда благодарен вам. Моя жизнь изменилась, мои деньги закончились, теперь у меня есть коммерческий бизнес, который я использовал, чтобы заботиться о потребностях моей семьи. Я благодарен вам, мистер Русс, и Бог благословит вас. Вы можете связаться с ними для получения финансовой помощи по электронной почте: Elegantloanfirm@hotmail.com для получения финансовой помощи.

    ОтветитьУдалить