Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 6 ноября 2013 г.

ЛЕКЦИИ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА


1.     Характеристика безналичного денежного оборота.
2.     Принципы организация безналичных расчетов
3.     Формы безналичных расчетов
             3. 1Расчеты платежными поручениями
             3.2Расчеты аккредитивами
             3.3Расчеты чеками
 3.4 Расчеты по инкассо
4.     Расчеты с использованием электронных карт

1. Характеристика безналичного денежного оборота
Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного оборота, в которой движение денежных средств осуществляется безналичным путем в порядке перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций. Безналичные расчеты представляют собой процесс движения безналичных денег и платежных документов между двумя сторонами: плательщиком и получателем средств. Движение каждой отдельной суммы носит название безналичного платежа. Безналичный денежный оборот охватывает: движение общественного продукта; распределение и перераспределение национального дохода; платежи за товары, услуги и выполненные работы; платежи, связанные с формированием доходов бюджета и осуществлением бюджетных расходов и т.д. На его долю приходится около 80-90% всех платежей в экономике государства.
Замещение расчетов наличных денег безналичными платежами и их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращение издержек, связанных с денежными расчетами. Расширение безналичного денежного оборота в рыночных условиях хозяйствования обусловлено развитием экономики и последствиями технологической революции в банковском деле.
В безналичном денежном обороте деньги функционируют в качестве средства платежа. Это определяется тем, что перечисления по счетам отделены во времени от движения материальных ценностей, которое они опосредуют, погашение денежных обязательств происходит после их возникновения.
 . Коммерческие банки России выполняют функцию расчетно-кассового обслуживания клиентов. Все расчеты и кассовое обслуживание клиентов банка совершаются путем списания или зачисления средств на их банковские счета.
Расчетный счет открывается организациям, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствии с правилами коммерческого расчета
Каждой организации открывается один (или несколько — в разных банках) расчетный счет, на котором отражаются денежные операции, связанные с текущей хозяйственной деятельностью. Владелец счета имеет право самостоятельно распоряжаться средствами на расчетном счете, соблюдая правила расчетов.
Платежи организаций в основном проводятся в безналичном порядке со счетов, открытых в банках. При недостаточности средств на счетах устанавливается очередность платежей.
В настоящее время в первоочередном порядке совершаются операции по платежам в бюджет. Кроме того, на основе решений Правительства и указаний Центрального банка Российской Федерации без согласия владельцев счетов банки производят платежи с расчетных и текущих счетов организаций в оплату инкассовых поручений, выписанных судом или арбитражем, инкассовых поручений таможенных и налоговых органов.
  виды расчетных (платежных) документов;
  порядок документооборота;
  принципы организации безналичных расчетов;
  способы платежа;
  формы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются, как правило, на основе расчетных документов, которые представляют собой распоряжение клиента банку о переводе средств с одного счета на другой или о зачете взаимных требований. Исключением является списание средств со счета плательщика в принудительном порядке (по распоряжению судебных органов, например).

2. Принципы организации безналичных расчетов
Безналичные расчеты - это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
 Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика приведены в гл.46 гражданского кодекса РФ. Непосредственно техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 3 октября 2002 г. № 4068 «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации». В указанной инструкции сформулированы основные принципы организации безналичных расчетов.
1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано:
 - путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;
- в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).
 В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации и безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а так же основным договором между организациями-контрагентами. Кроме того в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.
2. Срочность Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. В частности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст.855 части 2 Гражданского кодекса РФ.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
первую очередь происходит списание или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
-во вторую очередь производится списание или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору или по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
третью очередь осуществляется списание или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениями в государственные социальные страховые фонды;
четвертую очередь происходит списание платежей в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
пятую очередь происходит списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
последнюю очередь осуществляется списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
4.Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению:а) расчеты платежными поручениями;б) расчеты по аккредитиву;в) расчеты чеками;г) расчеты по инкассо.Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.
 5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
-        наименование расчетного документа и код формы;
-        номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
-        вид платежа;
-        наименование плательщика, номер его счета в банке;
-        наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских счетов банков;
-        наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика;
-        назначение платежа;
-        сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
-        очередность платежа;
-        подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
 Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

3. Формы безналичных расчетов
Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально. Каждая форма безналичных расчетов включают в себя следующие элементы:
- способ передачи информации;
- вид расчетного документа;
- порядок документооборота.
Существуют следующие формы безналичных расчетов:
1. расчеты платежными поручениями;
2. расчеты по аккредитиву;
3. расчеты чеками;
4. расчеты по инкассо.

3.1 Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение – это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств в этом или в другом банке. В современной хозяйственной практике указанная форма расчетов является основной. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета (ст.863-866 ГК РФ)
В день принятия банком от клиента платежного поручения у банка возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению при соблюдении клиентом следующих условий:
а) правильного указания реквизитов плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств;
б) наличия на его счете денежных средств в сумме, достаточной для исполнения принятого документа.
При соблюдении клиентом перечисленных выше условий кредитная организация или ее филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета. Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис.1.
Договор купли-продажи (поставки)
 


 Отгрузка товара,

Продавец

 

Покупатель

 
 выполнение работ
 
 



Банк продавца

 
Банк покупателя



1 — выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора и предъявление поручения в банк;
2 — списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца;
3 — выписка с расчетного счета покупателя о списании средств;
4 — выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств.

Рис. 1 Схема расчетов платежными поручениями
Организация-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать организации, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Указанный экземпляр является основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк прдавца.
Основные преимущества данной формы расчетов заключаются в относительно быстром документообороте. Возможные задержки обусловливаются только задержками в работе банковской системы.

3.2 Расчеты аккредитивами
Аккредитив (от лат. «accredo» – доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.
Выпуск и обращение аккредитивов в России регулируются ГК РФ (часть вторая, гл. 46), Положением ЦБ РФ от 3.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на определенный срок, который устанавливается в основном договоре. После того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет соответствующие услуги или работы. Документы, свидетельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, представляются оставщиком в банк. Исполняющий банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика. Документы, свидетельствующие об отгрузке продукции, исполняющий банк пересылает банку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.
Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные достоинства. Поставщик получает дополнительные гарантии оплаты покупателем товара или выполненных работ поскольку средства для оплаты депонированы на специальном счете С другой стороны, банковское учреждение контролирует действия поставщика; несмотря на то, что соответствующие денежные средства забронированы, поставщик сможет получить их только при условии добросовестного исполнения договора в полном объеме и в соответствующие сроки.
 В соответствии с ГК РФ в современной практике используются несколько видов аккредитивной формы расчетов, возможность использования которых содержится в договоре банковского счета. 1) При депонированном, или покрытом, аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Указанная форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения. См. рис 2.
2)При наличии у банков корреспондентских счетов друг у друга, как правило, применяется непокрытый, или гарантированный, аккредитив. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.
3) Отзывной аккредитив может быть изменен банком-эмитентом без предварительного уведомления организации – получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем.
4)Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике.
На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводной аккредитив. Если поставщик реализует продукцию покупателю через своего представителя-посредника, в качестве средства платежа покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.
В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемый аккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В первом случае после поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные средства.


Договор купли-продажи (поставки), предусматривающий
аккредитивную форму расчетов
 



Подпись: 4

Продавец

 

Покупатель

 
 
 
6
 

Банк продавца

(исполняющий банк)
 

Банк покупателя

(банк-эмитент)
 
 







1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;
2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;
3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;
4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;
6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;
7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;
8— уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке.

Существуют значительные неудобства применения указанной формы на практике. Данные неудобства носят в основном технический характер и вызваны значительным документооборотом между банками и их клиентами. Указанная форма расчетов не позволяет в короткие сроки произвести оплату и поэтому для обеспечения текущей хозяйственной жизни предприятия не используется. Помимо технических сложностей имеется весьма существенный недостаток. Как правило, в хозяйственной практике используется покрытый аккредитив, т.е. аккредитив, при использовании которого у плательщика на время действия контракта из оборота отвлекаются значительные денежные средства. Аккредитивная форма расчетов является еще и самой дорогостоящей из возможных форм безналичных расчетов, поскольку за свои услуги по контролю за соблюдением условий контракта банк взимает комиссионное вознаграждение. Указанные обстоятельства объясняют причину того, что аккредитивы применяются в основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.

3.3 Расчеты чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющие денежные средства в банке, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем –лицо в пользу которого выдан чек, плательщиком –банк, в котором находятся денежные средства чекодержателя. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств и расчетные чеки, используемые для безналичных расчетов между юридическими лицами.
Расчетные чеки –это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств.
Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам. Депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике. Схема таких расчетов отражения на рис. 3.
Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.
Перед выдачей чековой книжки банк заполняет отдельные реквизиты содержащихся в ней чеков. На лицевой стороне каждого чека указывается наименование плательщика (чекодателя) и банка, выдавшего чековую книжку. Также приводятся необходимые банковские реквизиты плательщика (номер счета, номер корреспондентского счета банка, банковский идентификационный код). На оборотной стороне чека указывается предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.
Договор купли-продажи (поставки)
 



Подпись: 4

Продавец

 

Покупатель

 
 
 
7
 
 








1 — заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств;
2 — депонирование средств на специальном счете;
3 — выдача чековой книжки;
4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;
5 — выписка чека и передача его поставщику;
6 — предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;
7 — предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;
8 — перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки.
Рис. 3 Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки

Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
-        наименование «чек», включенное в текст документа;
-        поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
-        наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
-        указание валюты платежа;
-        указание даты и места составления чека;
-        подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. В отдельных случаях в чеке может быть указано наименование чекодержателя; такой чек называется именным. Чек, не содержащий указания места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.
По отечественному законодательству чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Выдача чека не погашает обязательства чекодателя, в исполнение которого он выдан.
Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке, называемой индоссаментом, за исключением именного чека. Индоссамент, совершенный плательщиком, считается недействительным. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.
В соответствии с Гражданским кодексом платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку так же, как и лицо, выписавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека чекодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обязанным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант).

3.4 Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.
Порядок документооборота при расчетах платежными трбованиями-поручениями с предварительным акцептом плательщика следующий:
1 — заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения;
2— отгрузка товара, выполнение работ, услуг;
3 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения, реестра требований или поручений и сопроводительных документов;
4— передача указанных документов в исполняющий банк;
5 — проверка исполняющим банком соответствия применения данной формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства;
6 — перечисление средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п. 5;
7 — извещение плательщика о списании денежных средств с его счета;
8 — зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа);
9 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствия средств на счете плательщика.
 Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений, а именно: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; при взыскании по исполнительным листам.
Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В данном случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта.
Однако в сложившейся практике расчеты с использованием инкассовых поручений применяются в основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.
3.5. Расчеты с использованием электронных карт
Банковская карта – это персонифицированный и платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денег в отделениях банков и банкоматах.
Банкомат - электронный программно-технический комплекс предназначенный для выдачи и приема наличных денег, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т.д. Держатель банковской карты – физическое лицо использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом. Корпоративная карта – банковская карта, позволяющая ее держателю проводить операции по счету юридического лица.
Банковские карты выдаются клиенту на основании заключенного с ним договора. Банковские карты эмитируются на территории РФ кредитными организациями – резидентами.

Очевидные преимущества расчетов с помощью банковских карт заключается в высокой скорости их проведения, возможности использования банковского кредита, сокращении затрат на эмиссию, транспортировку, хранение и пересчет наличных денег. Платежные карты портативны, их сложно подделать, в случае потери счет блокируется по первому заявлению владельца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий